|
BMW (Bayerisch Motoren Werke AG, Байериш Моторен Верке) - немецкая автомобильная компания по выпуску легковых и
спортивных автомобилей, автомобилей повышенной проходимости и мотоциклов. Штаб-квартира находится в Мюнхене.
В 1913 на северной окраине Мюнхена Карл Рапп и Густав Отто, сын изобретателя двигателя внутреннего сгорания Николауса
Августа Отто, создают две маленькие авиамоторные фирмы. Начавшаяся Первая мировая война сразу принесла многочисленные
заказы на двигатели для самолетов. Рапп и Отто решают объединиться в один авиамоторный завод. Так в Мюнхене возникает
завод авиационных двигателей, который в июле 1917 регистрируется под именем Bayerische Motoren Werke (Баварские моторные заводы) - BMW.
Эту дату и принято считать годом основания BMW, а Карла Раппа и Густава Отто ее создателями.
После окончания Первой мировой войны фирма оказалась на пороге краха, т.к. по Версальскому договору немцам запретили производить
двигатели для самолетов, а именно двигатели в то время были единственной продукцией BMW. Но предприимчивые Карл Рапп и Густав
Отто находят выход из положения - завод перепрофилируется на выпуск сначала мотоциклетных двигателей, а затем и самих мотоциклов.
В 1923 с завода BMW выходит первый мотоцикл R32. На мотосалоне 1923 в Париже этот первый мотоцикл BMW сразу же завоевал репутацию
скоростной и надежной машины, что подтвердилось абсолютными рекордами скорости на международных мотогонках 1920 - 1930-х годов.
Одновременно разрабатывают двигатель Motor-4, окончательная сборка которого производится в других странах Европы. В 1919
Франц Димер на самолете с этим двигателем, поднявшись на высоту 9760 метров, устанавливает первый мировой рекорд BMW. Производство
получает дополнительный импульс после заключения секретного соглашения с Советской Россией о поставке ей новейших авиадвигателей.
Большинство советских рекордных перелетов 1930-х годов были выполнены на самолетах, оборудованных двигателями BMW.
В 1928 фирма приобретает автозаводы в Айзенахе (Тюрингия), а вместе с ними и лицензию на производство малолитражного автомобиля Dixi
(это был лицензионный английский Austin 7). Его производство начинается с 1929. Dixi - первый автомобиль BMW. В период экономических
трудностей малолитражка становится наиболее популярным автомобилем Европы. К началу Второй мировой войны BMW - одна из наиболее
динамично развивающихся фирм мира, выпускающая технику со спортивной ориентацией. В ее активе несколько мировых рекордов: Вольфгaнг фон
Гронау на открытом гидросамолете Dornier Wal, оснащенном двигателем BMW, пересекает Северную Атлантику с востока на запад, Эрнст Хенне
на мотоцикле R12, оборудованном карданным приводом, гидравлическими амортизаторами и телескопической вилкой (изобретение BMW),
устанавливает мировой рекорд скорости для мотоциклов - 279,5 км/ч, не превзойденный никем в течение последующих 14 лет.
В 1933 начат выпуск модели 303 - первого автомобиля BMW с 6-цилиндровым двигателем. В 1936 на BMW выпускается знаменитая BMW 328 -
один из наиболее успешных спортивных автомобилей. С ее появлением окончательно сформировалась идеология BMW, по сей день определяющая
концепцию новых моделей: автомобиль - для водителя. Основной же конкурент, Mercedes-Benz следует принципу: автомобиль - для пассажиров.
С тех пор каждая фирма идет своим путем, доказывая, что именно ее выбор правилен.
Победитель великого множества соревнований - кольцевых гонок, ралли, состязаний в поднятии на холм, - BMW 328 была адресована знатокам
спортивного автомобиля и оставила далеко позади все серийные спортивные машины.
Начавшаяся война приводит к приостановке выпуска автомобилей. Приоритет вновь отдается авиадвигателям. В 1944 BMW первой в мире
начинает выпуск реактивного двигателя BMW 109-003. Проводятся также испытания ракетных двигателей. Конец Второй мировой войны
стал катастрофой для концерна. Четыре завода, оказавшиеся в Восточной зоне оккупации, разрушены и демонтированы. Головной завод
в Мюнхене демонтирован англичанами. В связи с производством во время войны авиадвигателей и ракет победители издают приказ о
запрете производства на три года.
И Карл Рапп, и Густав Отто, не изменившие своей любви к моторам, решают опять начать все с нуля. Разрабатывается 1-цилиндровый
мотоцикл R 24, собиравшийся в мастерских практически кустарно. Он становится первым послевоенным изделием BMW. В 1951 появляется
и первый послевоенный легковой автомобиль модели 501. Однако финансового успеха он не приносит.
В 1955 начинается выпуск моделей R50 и R51, открывающих новое поколение мотоциклов с полностью подрессоренной ходовой частью,
выходит малолитражка Исетта, странный симбиоз мотоцикла с машиной. Трехколесная машина с дверью, открывающейся вперед по движению,
имела огромный успех в нищей послевоенной Германии. Но из-за последовавшего затем увлечения большими лимузинами и связанных с этим
убытков фирма оказывается на пороге краха. Это единственный случай за всю историю BMW, когда неправильно была просчитана экономическая
ситуация и выброшенные на рынок машины не имели спроса. Встает вопрос о продаже фирмы. Mercedes-Benz поспешила объявить о ее покупке,
но этому воспрепятствовали мелкие акционеры, работники фирмы, ее торговые агенты.
Перестроив структуру капитала, BMW удается продолжить свою деятельность. Третий раз компания начинает все заново. С завода выходит
BMW 1500, открывшая новый класс спортивно-компактных автомобилей. Это было началом подъема на вершину автомобилестроения.
Последнее тридцатилетие стало для BMW тридцатилетием побед. Открываются новые заводы, выпускается первая в мире серийная турбомодель
BMW 2002 Turbo, создается антиблокировочная тормозная система. Разрабатывается первое электронное управление двигателем. В 1983 Нельсон
Пике на автомобиле Brabham BMW становится чемпионом мира в гонках Формула-1 В Мюнхене строится здание штаб-квартиры концерна, а в Ашхайме
открывается первый контрольно-испытательный полигон. Для проектирования новых моделей построен Научно-исследовательский центр. В 1970-е
годы появляются первые автомобили знаменитых серий BMW - модели 3-й серии, 5-й серии, 6-й серии, 7-й серии.
В 1969 BMW переводит производство мотоциклов в Берлин. Начинается выпуск новой серии мотоциклов оппозитов. В 1976 на мотоцикле R 100 RS
впервые устанавливается полноразмерный обтекатель. В 1983 выпускается одна из самых популярных моделей мотоциклов - К 100 с 4-цилиндровым
рядным двигателем с жидкостным охлаждением и впрыском топлива. В год столетия мотоцикла, в 1985, завод в Берлине выпускает более 37 тысяч
мотоциклов. В 1989 происходит презентация мотоцикла K 1.
В год воссоединения Германии концерн, основав фирму BMW Rolls-Royce GmbH, возвращается к своим корням, пущенным на ниве авиамоторостроения,
и в 1991 представляет новый авиадвигатель BR-700. В начале 1990-х годов на рынке появляются спортивные автомобили третьего поколения 3-й серии
Compact и купе 8-й серии.
Неплохим шагом для фирмы стала покупка в 1994 за 2,3 млрд. немецких марок промышленной группы Rover Group, а вместе с ней и крупнейшего
в Великобритании комплекса по выпуску автомобилей марок Rover, Land Rover и MG. С покупкой этой фирмы список автомобилей BMW пополнился
недостающими автомобилями сверхмалого класса и внедорожниками.
С 1995 в серийную комплектацию всех автомобилей BMW включается надувная подушка безопасности для переднего пассажира и система противоугонной
блокировки двигателя. В марте этого же года запускается в производство универсал (touring) 3-й серии. Новый автомобиль отличался не только
современным дизайном, но и самой передовой техникой. Так, например, впервые в автомобилестроении ходовая часть почти целиком была изготовлена
из алюминия. В 1996 году модель BMW Z3 7-й серии впервые оснащается дизельным двигателем. Дополнительную рекламу автомобилю создает
фильм "Золотой глаз", в котором на BMW Z3 разъезжает суперагент 007 Джеймс Бонд.
Среди последних моделей мотоциклов 1990-х годов следует выделить туристский мотоцикл R100RT Classic, оснащенный багажными кофрами и
подогревом ручек руля. Другая модель из этого семейства R100GS PD также предназначена для туристов. Эти мотоциклы одержали четыре
победы в международных ралли Париж - Дакар.
Популярной моделью стала F650, выпущенная в 1993. Кроме того, она оказалась вполне конкурентоспособной по сравнению с японскими аналогами.
В 1993 BMW начинает разработку новых оппозитов R1100RS (у этого мотоцикла впервые регулировалась высота не только руля и подножек, но и седла),
R1100GS (один из самых мощных мотоциклов в мире).
В 1994 были выпущены идентичные модели R850R и R1100RT. Самым популярным из 4-цилиндровых мотоциклов BMW стала модель K1100RS -
туристский мотоцикл с обтекателем спортивного типа. Но самый представительный и обустроенный мотоцикл - модель K1100LT, оснащенная
огромным обтекателем с электроприводом, регулировкой ветрового стекла, большими багажными кофрами и антиблокировочной
тормозной системой.
1999 ознаменовался появлением BMW X5, первого в мире спортивного автомобиля для активного отдыха (Sports Activity Vehicle), а также
выпуском спортивного автомобиля BMW Z8, на котором разъезжал Джеймс Бонд в фильме "И целого мира мало".
На франкфуртском автосалоне-99 был представлен футуристический концепт Z9 Gran Turismo и два новых варианта BMW третьей серии: купе и
универсал. В том же 1999 Дж. Винкельхок, Й. Далмас и П. Мартини на автомобиле BMW V12 LMR выиграли гонку Двадцать четыре часа Ле-Ман,
на целый круг обогнав своих соперников.
В 2002 концерн BMW Group добился рекордного количества продаж - 1 057 000 автомобилей, а также стал победителем конкурса Автомобиль года
в России. В 2003 представлена самая роскошная модель BMW 7-й серии - BMW 760i и 760Li, появился новый седан BMW 5-й серии.
BMW - одна из немногих автомобильных компаний, не использующая на заводах роботов. Вся сборка на конвейере идет только вручную.
На выходе - только компьютерная диагностика основных параметров автомобиля.
Концерн является учредителем международной премии в области авангардной музыки MUSICA Viva, поддерживает проведение театральных
фестивалей и инновационных выставок. Стремление к творческому сочетанию искусства и техники ярче всего воплощается в уникальной
коллекции арт-каров BMW.
Империя BMW, три раза за свою историю оказывавшаяся на грани краха, каждый раз поднималась и достигала успеха. Для всех в мире
концерн BMW - синоним высоких стандартов в области автомобильного комфорта, безопасности, техники и качества.
|