AC (Эй-Си) - английская автомобильная
компания. Штаб-квартира находится в Уэйбридже, графство Суррей. Производит легковые автомобили
марки Cobra (Кобра).
В 1903 молодой инженер Джон Веллер и богатый мясник Джон Портвайн решили создать фирму на партнерских началах по производству автомобилей.
В течение следующего десятилетия они изготавливали небольшие трехколесные фургоны, которые назывались Auto-Carrier (англ. автомобиль-транспортер).
Именно этот небольшой автомобиль и дал название фирме. До окончания Первой мировой войны AC производила автомобили собственной конструкции.
Они были оснащены 6-цилиндровыми двигателями из легких сплавов. В 1921 учредители фирмы передали руководство предприятием С.Ф. Эджу.
С этого времени фирма начала выпускать также спортивные автомобили, имевшие несколько высоких рекордов в автоспорте (например, долго
никто не мог превзойти рекорд автомобиля AC в ралли Монте-Карло в 1926 году). В 1929 серьезный финансовый кризис привел к продаже предприятия.
Братья Харлок, новые владельцы фирмы, смогли вскоре улучшить финансовое состояние предприятия. В 1952 фирма AC представила модель Ace,
мощность двигателя которой была в два раза больше предыдущих моделей.
В начале 60-х годов фирма начала выпускать знаменитые гоночные автомобили марки Cobra. Первые AC Cobra появились
благодаря Кэрроллу Шелби, который сумел убедить компанию АС, что установка компактного V-образного 8-цилиндрового
двигателя производства Ford на трубчатое шасси модели АС Ace даст возможность создать мощный, неординарный спортивный автомобиль.
Первая AC Cobra, появившаяся в 1962, имела 4,2-литровую фордовскую силовую установку на усиленном шасси АС и дисковые тормоза на всех колесах.
Позднее на Cobra стали устанавливать двигатель Ford объемом 4,7 литра, и она была готова для американских гонок.
Модель AC Cobra 427 выпускалась на заводе AC, затем доставлялась в Лос-Анджелес, где на нее устанавливался двигатель производства Ford.
Следующая модель, Cobra MK III, оснащенная двигателем модели AC Cobra 427 в 425 л.с., не успела пройти регистрацию к гоночному сезону 1965,
так как слишком поздно пошла в производство, а после изменения правил международных гонок на 1966 год компания Ford перестала
поддерживать этот проект. Автомобиль мог, конечно, существовать в качестве обыкновенного дорожного, но этому препятствовала его
чрезмерная мощность. До 1968 компания AC, пытаясь спасти ситуацию, выпускала Cobra MK III с двигателем модели 284 объемом 4,7 литра,
но на автомобиль не было спроса.
АС обратилась к итальянским дизайнерам фирмы Frua с предложением создать для своего выдающегося шасси кузов класса гран-туризмо.
В результате в 1965 появился АС 428, продержавшийся на рынке до 1973, как в виде купе, так и в модификации с откидным верхом.
Было выпущено около 70 автомобилей ручной сборки.
AC Ltd. переживает финансовый кризис, но выпуск моделей AC Cobra MK IV и AC Ace продолжается. Новое поколение
AC Cobra MK IV было разработано в 1995, но после продажи небольшого количества экземпляров ее выпуск прекратился.