|
Rolls-Royce - английская компания по выпуску двигателей и дорогих престижных автомобилей класса люкс.
4 февраля 1971 компания была официально объявлена банкротом и реформирована, разделена на автомобильную
компанию Rolls-Royce Ltd. и компанию Rolls-Royce Motor Holding.
Автомобильная компания Rolls-Royce Ltd., включающая отделение по выпуску реактивных двигателей, с 1971 по 1987
находилась под управлением государства. Приватизирована в 1987 и стала называться Rolls-Royce PLC. В 1998
приобретена концерном Volkswagen. Штаб-квартира находится в Лондоне.
Компания Rolls-Royce Motor Holding, также выпускает автомобили, комплектующие для автомобильной и авиационной
промышленности, дизельные двигатели, локомотивы, легкие самолеты. В 1980 слилась с известной компанией Vickers (Виккерс).
Штаб-квартира находится в г. Дерби.
Название компании сохраняет память о двух ее основателях - блестящем аристократе и спортсмене Чарльзе Роллсе и
талантливом и упорном инженере-самоучке и предпринимателе Генри Ройсе. Две переплетенные буквы R, сделанные академическим
шрифтом, в логотипе компании до 1933 года были выполнены в красном цвете. После трагической гибели одного из основателей,
Ройса, буквы стали черными. Автомобили Rolls-Royce быстро завоевали успех на рынке.
Их репутация возрастала с победами в автогонках. Первой добилась триумфа в авторалли Турист Трофи в 1906 году модель
Rolls-Royce 20 PS с самим Чарльзом Роллсом за рулем. Затем последовал рекорд в авторалли Монте-Карло - Лондон, а
также победы в США, включая Сильвер Трофи в Эмпайр-Сити и новый рекорд для автомобилей мощностью до 60 л.с. в
Ормонд-Бич во Флориде.
Первым удачным творением компании стал 6-цилиндровый автомобиль 1906 года (модель 40/50). Его тринадцатый экземпляр (1907)
создан при участии фирмы Баркер, снабдившей шасси открытым пятиместным кузовом и окрасившим корпус в серебряный цвет
(посеребренными были и некоторые детали, и без того сверкавшие после тщательнейшей отделки вручную). Данный автомобиль
Rolls-Royce Silver Ghost (Серебряный призрак), стал едва ли не самым известным автомобилем в мире, в котором изысканность
и совершенство линий сочеталось с высочайшим качеством материалов и сборки, а конструкция шасси была создана классически просто.
Сделанный Генри Ройсом мотор из двух 3-цилиндровых блоков с алюминиевым (редкость в то время) картером, оснащенный двумя свечами в
каждом цилиндре с двойной системой зажигания - трамблерной и от магнето, обеспечивал Rolls-Royce Silver Ghost почти бесшумный и плавный ход.
Знатоки сочли важнейшей деталью автомобиля коленчатый вал, сделанный с такой превосходной уравновешенностью, что левая и правая его части
были идеально похожи. Этот автомобиль заявил о себе на весь мир участием в 2000-мильной гонке по всей Англии, показавшей и его выдающиеся
спортивные способности.
В Британии автомобиль выпускался до 1925, а в Соединенных Штатах в 1920 - 1926 годах. Конструкция, тип кузовов,
отделка постоянно менялись, а качество всегда оставалось не просто высоким, а недостижимым. Небольшие серии получали
названия Лондон-Эдинбург (в честь автопробега в 1911), Alpine Eagle (Альпийский Орел; в честь альпийского ралли 1913),
для Индии выпускался Colonial. На шасси последней модели во время Первой мировой войны для британских вооруженных сил
выпускались броневики Continental.
В 1922 компания выпускает и небольшой автомобиль с 6-цилиндровым мотором рабочим объемом 3,1 литра, имевший хороший сбыт
и по числу продаж обогнавший престижные модели. Линию великолепных престижных машин вслед за Rolls-Royce Silver Ghost продолжил
Rolls-Royce Silver Phantom (Привидение) с улучшенной приемистостью благодаря новому двигателю с верхними клапанами.
В 1929 появляется модель Rolls-Royce Phantom II с двигателем на 20 % мощнее своего предшественника, представляющим собой моноблок,
соединенный воедино с четырехскоростной коробкой передач и, самое главное, с новым шасси, освобожденным от устаревших кантилеверных задних рессор.
Престиж марки Rolls-Royce был столь велик, что компания становится поставщиком автомобилей для британского королевского дома и многих
правящих и аристократических семейств мира.
Благодаря относительно стабильному рынку Британии, где состоятельные покупатели не так пострадали от Великой депрессии компании и в
кризисные 30-е годы удалось сохранить свои позиции на автомобильном рынке.
В 1931 к Rolls-Royce присоединяется компания Bentley с устоявшейся репутацией производителя добротно сработанных, дорогих и
надежных спортивных машин, по основным параметрам очень похожих на Rolls-Royce. Марка Bentley сохраняется до настоящего времени.
Она стала основой для выпущенного после Второй мировой войны модели с цельнометаллическим штампованным кузовом MK VI, которая, в
свою очередь, послужила прототипом модели Continental, широко рекламировавшейся в свое время.
Начиная с 1949 классические автомобили класса люкс получают пронизанные духом ностальгии названия Silver Wraith (Серебряный призрак),
Rolls-Royce Silver Dawn (Серебряный рассвет), Silver Cloud (Серебряное облако), в 1965 сменившийся Silver Shadow (Серебряная тень).
Фантом серий V и VI производился на базе того же шасси, что и Silver Cloud.
С 1966 в гамме компании появляются более массовые купе и кабриолеты. В 1982 был выпущен Silver Spirit (Серебряный дух) оснащенный двигателем V8,
как считают специалисты, не без влияния представительских автомобилей Cadillac.
В 1971 состоялось банкротство компании, от которого ее, как национальное достояние, спасло британское правительство, вложив в
дело 250 млн. долларов. Роскошные Rolls-Royce по-прежнему делаются вручную, по индивидуальным заказам. Члены королевской
семьи традиционно заказывают Rolls-Royce.
В 1998 году компания представила свою новую разработку Silver Seraph (Серебряный Серафим), однако всего через неделю после
этого знакового события было объявлено о намерении продать компанию.
19 января 1998 года руководители Volkswagen, BMW, Daimler-Benz и Toyota получили официальное предложение купить Rolls-Royce.
Daimler-Benz отказался сразу, поскольку в компании начали свой проект Maybaсh, японцы также не приняли предложение. Но BMW,
который уже давно имел партнерские отношения с англичанами, сразу согласился. С 1 января 2003 года торговая марка Rolls-Royce
находится во владении концерна BMW. 31 марта 2004 года в России открылось официальное представительство марки Rolls-Royce.
|
Фредерик Генри Ройс (1863-1933)
Великий автоконструктор, увековечивший свое имя широко известной маркой автомобиля Rolls-Royce.
Фредерик Генри Ройс родился в 1863 году в местечке Элвалтон близ Питерсборга в бедной многодетной семье мельника.
Генри очень хотел учиться механике, алгебре и высшей математике, но денег катастрофически не хватало, и 10-летний мальчик пошел
продавать газеты, чтобы заработать себе на образование. В школе он проучился с 11 до 12 лет. А в 1879 случилась трагедия - его родители
погибли на пожаре. Мальчик был вынужден устроиться на железнодорожную станцию телеграфистом, а в свободное время грызть гранит науки.
|
Фредерик Генри Ройс (Frederick Henry Royce) родился в 1863 году. В том же году появился на свет и Генри Форд. Оба стали великими
автоконструкторами, увековечившими свои имена в широко известных марках автомобилей. В 1884 году Ройс вместе со своим другом
Эрнстом Клэрмонтом (Ernest Claremont) основал в Манчестере компанию, изготовлявшую генераторы, динамо-машины и электролебедки.
В первые годы XX века Ройс стал финансово независимым и мог позволить себе, наконец, заняться любимым делом - разработкой собственного автомобиля.
В 1903 году он приобрел легкий французский моторный экипаж Дековилль (Decauville). Эта модель вдохновила Ройса на создание
трех экземпляров автомобилей типа 10НР с 2-цилиндровыми моторами, которые в 1904 году были представлены под маркой Ройс.
Их высокое качество привлекло внимание Чарльза Стюарта Роллса (Charles Stewart Rolls), одного из пионеров британского
автомобилизма и известного авиатора. В Лондоне он владел агентством по продаже моделей известных европейских фирм Морс (Mors),
Панар (Panhard), Минерва (Minerva) и других. Роллс был заинтересован в расширении предложения за счет отечественных машин,
не уступавших по качеству и техническим показателям импортным. Ролле предложил Ройсу помощь в организации производства его автомобилей.
Так появилась марка Роллс-Ройс. В результате посетители осеннего Парижского автосалона 1904 года смогли увидеть сразу 4 новых
автомобиля этой марки: 10НР, 15НР, 20НР и ЗОНР, оснащенных соответственно 3-, 4- и 6-цилиндровыми двигателями.
|
Чарльз Стюарт Роллс (1877-1910)
Один из пионеров британского автомобилизма и известный авиатор.
Чарльз Стюарт Роллс родился 28 августа 1877 г в местечке Хонмаут (Монмаус) в семье лорда и леди Лонгетток. Учился в Итоне и Кембридже,
имел ученую степень в области механики и прикладных наук. В юности увлекся автомобильным спортом и воздухоплаванием.
Участвовал в организации Королевского Автомобильного Клуба Великобритании, автор нескольких рекордов скорости.
В частности, ему принадлежал рекорд скорости, установленный в 1903 г на французском автомобиле фирмы Братья Морс - 136,4 км/ч.
В 1903 г. основал компанию Роллс Энд Компани (Rolls & Co), по продаже французских автомобилей. После знакомства с
Ройсом в 1904 г основал с ним компанию Роллс-Ройс. Перед компанией была поставлена цель - выпускать самые лучшие автомобили в мире.
Чарльз Стюарт Роллс занимался главным образом рекламой автомобилей фирмы. Вскоре он увлекся новым делом - авиацией.
В июне 1910 г. Роллс на аэроплане пересек Ла-Манш и, не совершая посадки во Франции, вернулся в Англию.
А спустя всего лишь через месяц, 12 июля 1910 г, погиб, выступая на авиационном празднике в Борнемуте.
В память о его гибели одна из букв эмблемы компании стала закрашиваться в черный цвет, а после смерти Ройса в 1933 г уже обе красные
буквы R на радиаторе автомобилей Роллс-Ройс стали иметь черный цвет.
|
Форму радиаторов своих первых автомобилей Ройс скопировал с вышедших из моды автомобилей Дековилль. Позднее появились массивные
и прямоугольные облицовки. С 1911 года их венчает фигурка, называемая Дух экстаза.
Чтобы показать публике все достоинства новых машин, в 1905 году фирма приняла участие в гонке Турист Трофи на острове Мэн.
Стартовали две легкие модели серии 20НР. Их рама и цельная передняя ось были сделаны из стали с высоким содержанием никеля,
а картер заднего моста - из алюминиевого сплава. Один из этих автомобилей первым пришел к финишу. Окрыленные успехом, Роллс и
его партнер Клод Джонсон (Claude Johnson) решили полностью посвятить себя автомобильному делу. В марте 1906 года они основали
компанию Роллс-Ройс Лими-тед (Rolls-Royce Ltd.), включив в нее фирму Ройс Лимитед (Royce Ltd.), которая до 1933 года
продолжала выпускать электротехнические изделия. Уже через несколько месяцев спрос на автомобили Роллс-Ройс резко увеличился.
Предприятие в Манчестере оказалось неспособным удовлетворить все заказы. Владельцы компании приобрели участок земли в
Дерби и построили новый завод.
В 1905 году Джонсон предложил Ройсу проект роскошного автомобиля Легалимит (Legalimit) с мощным 3,5-литровым двигателем V8.
Предполагалось, что эта машина сможет плавно разгоняться на высшей передаче до скорости 32 км/ч без заметного шума и вибрации.
Кроме того, двигатель Легалимит был предельно компактным, обеспечив в салоне максимальное пространство для пассажиров. Эта оригинальная
разработка, лишенная традиционного капота, известна в двух исполнениях с двигателем, размещенным в центральной части шасси.
Массивная и тихоходная модель ЗОНР не пользовалась популярностью, поэтому в 1906 году Роллс-Ройс выпустила новую машину серии 40/50НР
с 6-цилиндровым 7-литровым двигателем, которая вошла в историю под названием Сильвер Гоуст (Silver Ghost).
Хотя конструкция была вполне заурядной, автомобиль подкупал тщательностью сборки. В 1908 году производство Сильвер Гоуст
перевели в Дерби. Модель выпускалась до 1925 года.
Чарльз Ролле погиб в 1910 году в авиакатастрофе. Генри Ройс не смог взять на себя управление фирмой. С 1911 года и
до самой смерти (1933 год) он выступал в роли консультанта при проектировании новых моделей. Впрочем, без его скромного участия
фирма никогда бы не стала "звездой" мировой величины.
Первой послевоенной новинкой (1922 год) стала довольно скромная модель Роллс-Ройс-20НР, оборудованная 6-цилиндровым
двигателем рабочим объемом 3128 см3 со съемной головкой блока цилиндров. Первоначально этот небольшой автомобиль снабжался
3-ступенчатой коробкой передач, а в 1925 году установили 4-ступенчатую. В том же году Сильвер Гоуст заменили более роскошной
моделью Фантом-1 (Phantom). Ее с уверенностью можно назвать переходной, так как новый 6-цилиндровый верхнеклапанный двигатель
рабочим объемом 7668 см3 явно не подходил к устаревшему шасси, унаследованному от предшественника. В 1929 году Фантом-1
уступил место модернизированному Фантому-Н. Все эти автомобили в период с 1919 по 1931 год собирались в США на заводе Роллс-Ройс
в Спрингфилде (штат Массачусетс) и предназначались для продажи на североамериканском рынке.
В 1929 году развитием серии 20НР стала модель 20/25НР с 6-цилиндровым 3,7-литровым двигателем, который, после присоединения
в 1931 году компании Бентли (Bentley), применял ся на машинах и этой марки. В 1936 году на смену модели 20/25НР пришла
серия 25/ЗОНР, оборудованная двигателем рабочим объемом 4257 см3 (устанавливался также на Бентли). В 1938 году на базе
модели 25/30 HP разработали более комфортабельный вариант Рэйт (Wraith). В период 1936-1939 годов Роллс-Ройс выпускала
роскошный автомобиль Фантом-Ill с мощным двигателем V12 рабочим объемом 7340 см3, оборудованным гидравлическими толкателями
клапанов. Однако он был дорогим в производстве и сложным в эксплуатации. Шасси Фантома-Ill отличалось увеличенными размерами
и прочностью, чтобы нести на себе тяжелый мотор и многоместные роскошные кузова, изготовленные специализированными фирмами.
Во время второй мировой войны фирма специализировалась на выпуске авиационных моторов Мерлин (Merlin)), которые устанавливались
на истребителях Хзр-рикейн (Hurricane) и Спит-файр (Spitfire).
По окончании войны Роллс-Ройс перевела производство из Дерби в Крю. На новом заводе выпуск автомобилей
начался в 1947 году (модель Сильвер Рэйт (Silver Wraith). В 1949 году был создан Сильвер Даун (Silver Dawn).
Это был первый Роллс-Ройс с собственным, а не заказным кузовом. Долгое время на Сильвер Даун устанавливали
модернизированные варианты серийных 6-цилиндровых двигателей рабочим объемом 4,3 и 4,6 л, разработанных еще до войны.
В 1950 году была собрана небольшая партия автомобилей Фантом-IV с рядным 8-цилиндровым 5,7-литровым мотором. В 1959
году автомобиль Сильвер Клауд-П (Silver Cloud) и роскошный лимузин Фантом-V получили новый двигатель V8 рабочим объемом 6230 см3.
Представленный в 1965 году Сильвер Шэдоу (Silver Shadow) имел несущий кузов и довольно сложную независимую подвеску всех колес.
Из-за финансовых потерь в авиационном секторе, вызванных крупными инвестициями в разработку газотурбинных двигателей,
в 1971 году Роллс-Ройс оказалась на грани банкротства. В судьбу легендарной компании вмешалось британское правительство.
Роллс-Ройс была разделена на два самостоятельных отделения - автомобильное и авиационное(моторостроение). Благодаря большому
коммерческому успеху модели Сильвер Шэдоу автомобильное отделение смогло за короткое время поправить свое финансовое положение.
В 1980 году оно влилось в концерн Виккерс (Vickers), который работал в области оборонной промышленности.
В 70-е годы в программу Роллс-Ройс вошло второе поколение автомобилей Сильвер Шэдоу и Сильвер Рэйт, на базе которых
предлагались кабриолет Корниш (Corniche) и купе Камарг (Camargue) с кузовами итальянской фирмы Пининфари-на (Pininfarina).
В 1980 году Сильвер Шэдоу был заменен Сильвер Спирит (Silver Spirit), а Сильвер Рэйт уступил место удлиненной модели Сильвер Спур
(Silver Spur). С 1978 года в небольших количествах выпускались автомобили Фантом-VI с кузовами лимузин и ландоле, которые обслуживали
королевскую семью и членов правительства. Все они оснащались двигателем V8 рабочим объемом 6750 см3 мощностью 218 или 228 л.с. и
автоматической гидромеханической коробкой передач.
В 1982 году Роллс-Ройс вновь оказалась в трудном положении - сбыт автомобилей сократился с 2500 до 1600 экземпляров.
Однако благодаря жесткой программе экономии и восстановлению прежнего объема заказов уже в 1984 году чистая прибыль фирмы
составила 14 млн. фунтов стерлингов. 2 августа 1985 года компания отпраздновала выпуск 100-тысячного автомобиля.
В 1996 году Сильвер Спирит заменил новый Сильвер Даун, а длиннобазный Сильвер Спур остался в программе
без изменений. Сильвер Даун имеет двигатель V8 в 6750 см3, который с системой впрыска топлива развивает мощность
247 л.с. Для Сильвер Спур этот же силовой агрегат с турбонаддувом достигает 305 л.с., что позволяет довольно тяжелому
автомобилю разгоняться с места до 100 км/ч за 8,1 с. Легендарный Фантом в 1991 году уступил место 7-местному Роллс-Ройсу Лимузин
с кузовом Парк Уорд (Park Ward) длиной более 6 м.
Для обеспечения более высокого уровня рентабельности мелкосерийного изготовления автомобилей, довольно консервативная фирма
Роллс-Ройс в середине 90-х годов применила в своей технологии элементы конвейерного производства. В конце 1997 года концерн
Виккерс неожиданно заявил о своем желании уступить Роллс-Ройс новому владельцу, которому по силам финансировать полную
модернизацию производственной программы фирмы. Несмотря на это, весной 1998 года представили новый автомобиль Сильвер Сераф
(Silver Seraph) с 12-цилиндровым двигателем БМВ (BMW) рабочим объемом 5,37 л мощностью 326 л.с.
|