|
Русско-Балтийский вагонный завод
Акционерное общество "Русско-Балтийский Вагонный Завод" - российское предприятие по производству и
серийному выпуску вагонов, сельскохозяйственных машин, нефтяных и керосиновых двигателей, а затем и
автомобилей разного назначения.
В 1869 бельгийско-немецкая фирма "Ван дер Зиген и Шарлье" открыла в Риге свой филиал для сборки железнодорожных вагонов.
Акционерное общество "Русско-Балтийский Вагонный Завод" (АО "РБВЗ") было основано в 1874 в Риге. Завод был одним из крупнейших
машиностроительных предприятий в России. Территория завода занимала более 20 гектаров земли, здесь находилось 50 цехов.
Численность рабочих достигала четырех тысяч человек.
До 1908 Русско-Балтийский вагонный завод выпускал пассажирские, товарные, трамвайные вагоны, сноповязалки и молотилки,
плуги и двигатели для сельскохозяйственных машин и даже самолеты.
В 1908 по инициативе члена правления завода М.В. Шидловского на РБВЗ был открыт автомобильный отдел, руководство
которым поручили И.Я. Фрязинскому. Завод тесно сотрудничал с отечественными и зарубежными фирмами. Одной из таких фирм было
бельгийское предприятие "Фондю", на котором с 1906 строили автомобили. На совете правления завода было решено пригласить
специалиста-конструктора из бельгийской фирмы. И уже в 1908 Ж. Поттер вступил в должность главного конструктора
Русско-Балтийского завода.
На заводе в Риге не хватало оборудования, материалов, высококвалифицированных рабочих. Для сборки первых машин
использовали детали и узлы, которые заказывали за границей. В процессе работы инженеры завода смогли разработать
практически все узлы в стенах завода. Активно велось строительство цехов, испытательных лабораторий.
26 мая 1909 появился первый "Руссо-Балт" модели С 24/30 с открытым двухместным кузовом спортивного типа.
Цифры 24/30 означали: 24 - расчетная мощность двигателя в лошадиных силах, а 30 - максимальная мощность.
Эти обозначения использовали для всех последующих моделей "Руссо-Балт".
После выпуска первого автомобиля C 24/30 были собраны еще 2 экземпляра этой модели. Затем была разработана
новая серия K 12/15 с рабочим объемом двигателя 2,2 литра. К 1910 максимальная мощность автомобилей серии
К увеличили до 20 л.с. (К 12/20). В 1913 мощность увеличили до 24 л.с. (К 12/24). В это время появились
новые модели "Руссо-Балт" Е 24/35 и Д 40/60.
В 1909 были изготовлены два легковых автомобиля модели С 24/30 1-й серии: один - с кузовом дубль-фаэтон,
другой - с закрытым кузовом. Двигатель четырехцилиндровый с размером цилиндра 105х130 мм. Цилиндры отлиты в
два блока и имели Т-образные головки. Карбюратор системы Поттера, магнето Р.А. Боша. Топливо подавалось
давлением отработавших газов. Сцепление имело поверхности трения в виде обратного конуса, обтянутого кожей.
Коробка передач предусматривала три передачи переднего и одну передачу заднего хода. Применялась карданная
передача. Как и у большинства автомобилей того времени было две тормозных системы, но действовавшие только
на задние колеса: от педали - на трансмиссионный тормоз и от рычага - на тормозные механизмы задних колес.
Колесная база - 3160 мм, колея - 1360 мм. Размер колес: передних - 870х90, задних - 880х120 мм, позднее
ставили одинаковые колеса - 880х120 мм.
В 1910 появилась модель К 12/16 с четырехцилиндровым двигателем с размером цилиндра 80х110 мм.
Цилиндры отлиты в один блок и имели Г-образные головки. Использовался карбюратор собственной конструкции.
Колесная база - 2655 мм, колея - 1250 мм, размер колес - 810х90 мм. Модели С 24/30 и К 12/16 модернизировали и
выпускали с 30-ю разными кузовами. В конце 1910 была приобретена фабрика "Фрезе", которая стала кузовным филиалом
РБВЗ в Петербурге. С 1912 значительная часть автомобилей РБВЗ поступала в армию как штабные, ремонтные и т.п.
автомобили.
В 1912 появилась модификация С 24/35 12-й серии с двигателем размером 105х130 мм и частотой вращения 1200 об/мин,
степень сжатия повышена с 3,5 до 4. Было построено не менее 60 таких автомобилей. Следующей была модель С 24/40 13-й серии с
двигателем того же размера, но при 1500 об/мин. он развивал 40 л.с. Применена четырехступенчатая коробка передач.
Самой распространенной моделью стала С 24. С 1909 по 1917 было выпущено 347 экземпляров. Моделей К 12
было выпущено 141 экземпляр, Е 15 - 71 экземпляр, Д 24 - 18 шт.
Русско-Балтийский завод выпускал и грузовики, а также автобусы, пожарные, почтовые автомобили,
вездеходы для армии, спортивные автомобили. Только пятитонных грузовиков Т 40 было произведено 20 шт,
двухтонных М 24 - 19 шт, легких грузовиков Д 24 - 9 шт.
РБВЗ стал первым российским заводом, на котором выпуск автомобилей был серийным. Автомобили выпускались
сериями от 3 до 70 машин в каждой серии. Продукция завода отличалась отменным качеством, надежностью.
Точность обработки деталей была доведена до сотых долей миллиметра. Сборку узлов и агрегатов выполняли
высокоспециализированные рабочие. Была достигнута полная взаимозаменяемость деталей и сборочных узлов.
За период существования автомобильного отделения с 1908 по 1919 завод активно производил капитальный ремонт
своих автомобилей, тем самым развивая сервисную службу.
РБВЗ строил также гоночные (максимальная скорость 130 км/ч), грузовые и специальные (полугусеничные и бронированные)
автомобили, автобусы.
Август 1909 - одна из самых памятных дат в истории завода. В этом году первый "Руссо-Балт" принял участие в
состязаниях автомобилей в пробеге Санкт-Петербург - Рига - Санкт-Петербург (1177 км). За прекрасный результат
в гонках заводу была вручена золотая медаль.
В 1910 - 1914 модели "Руссо-Балт" участвовали в 16 соревнованиях. В 1910-1915 был изготовлен 581 автомобиль
разных моделей, 18-и серий, включая небольшое количество грузовых автомобилей. В 1911 "Руссо-Балт" C 24/30 с
заводским № 9, управляемый Андреем Платоновичем Нагелем стартовал в европейском международном пробеге Санкт-Петербург - Монако.
В соревновании участвовало 87 машин. "Руссо-Балт" C 24/30, сделанный в 1909, успешно финишировал первым. За победу "Руссо-Балт"
получил первый приз маршрутов, первый приз за выносливость машины и девятый приз в общей классификации. В 1912 два "Руссо-Балта"
участвовали в ралли "Сан-Себастьян" и заняли 2-е и 3-е призовые места.
В это время автомобили Русско-Балтийского вагонного завода участвуют в 5-и выставках, в том числе и в 2-х
Международных автомобильных салонах, и получают пять золотых медалей.
Развитие завода шло успешно и планомерно, выпуск автомобилей увеличивался, появлялись новые модели. За период с
1908 по 1919 было выпущено 625 машин разного назначения.
Первая мировая война сломала все планы завода. Завод срочно эвакуировали. Автомобильный отдел перевели в Москву и
Петроград, а вагонное отделение - в Тверь. Так закончилась деятельность Русско-Балтийского Вагонного завода - первого
российского автомобильного предприятия по планированному и серийному выпуску автомобилей. Количество машин, выпущенное
на Русско-Балтийском заводе, было гораздо больше, чем сумма автомобилей, произведенных остальными заводами России
в то время.
Автомобили РБВЗ по качеству стояли на уровне автомобилей известных зарубежных фирм, а по выносливости далеко их превосходили.
В 1917 РБВЗ в Петербурге выпустил 42 автомобиля модели С 24/40, в 1923-1926 заводом 2-й БТАЗ в Москве было изготовлено 22
автомобиля той же модели "Руссо-Балт С 24/40".
|